Проблемы успешно решаются
На XI Всероссийском съезде адвокатов прозвучали отчетные доклады по отдельным направлениям деятельности Федеральной палаты адвокатов РФ
Перед делегатами XI Всероссийского съезда адвокатов выступили первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев, рассказавший про конфликтные ситуации, которые произошли за последние два года в адвокатских палатах, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник, сообщивший о значительных успехах возглавляемой им комиссии, и вице-президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, который посвятил доклад корпоративному строительству, а также представил на утверждение отчет Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ.
Как сообщалось ранее, открыла рассмотрение отчета о работе Совета ФПА РФ на XI Всероссийском съезде адвокатов (далее – Съезд) президент ФПА РФ Светлана Володина, которая представила общую статистическую информацию об адвокатском сообществе России, а также сведения о достижениях адвокатов, о сдаче квалификационного экзамена претендентами на получение статуса адвоката, об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, о дисциплинарной практике за отчетный период. Президент ФПА РФ подробно остановилась на вопросе повышения профессионального уровня адвокатов.
После Светланы Володиной на трибуну съезда поднялся первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев. Он рассказал о принятии регламента для осуществления адвокатской деятельности на новых территориях. В частности, в ЛНР и ДНР оплата защитника по назначению не производилась с 2014 г. После присоединения новых территорий к России некоторые следователи и суды по привычке продолжали отказывать в выплате, но после вмешательства ФПА РФ и Минюста России практика изменилась. Для адвокатских палат Херсонской и Запорожской областей приобрели компьютеры, чтобы претенденты на статус адвоката проходили тестирование через КИС АР.
Решение конфликтных ситуаций в регионах
Михаил Толчеев рассказал про конфликтные ситуации, которые произошли за последние два года в адвокатских палатах субъектов РФ. При этом он сослался на позицию Конституционного Суда РФ о том, что законодатель определил границы деятельности государства и адвокатуры и что внутри адвокатуры суд рассчитывает на разумное саморегулирование, в том числе в конфликтных ситуациях.
Так, в АП Республики Алтай президент начал конфликтовать с общим собранием и Советом палаты, а потому стал оспаривать отдельные их решения в суде. При этом он отказался выдать доверенность на представление интересов палаты, а потому выступал в суде одновременно истцом и ответчиком. Совет принял решение о досрочном прекращении его полномочий. В итоге, отметил Михаил Толчеев, на сегодняшний день имеется судебный прецедент, включающий решения судов вплоть до уровня Конституционного Суда РФ, который показывает, что спорный вопрос отнесен к компетенции Совета палаты.
Следующий пример был из АП Оренбургской области. Там члены Совета палаты настаивали на досрочном прекращении полномочий президента. Они стали блокировать заседания Совета, из-за чего кворум не был достигнут. Совет ФПА РФ внес представление о необходимости устранения нарушений и исполнения публичной функции. В итоге адвокатура пришла к консенсусу, и сейчас ситуация в палате стабильная.
Аналогичная ситуация возникла в АП Ярославской области в связи с истечением срока полномочий президента палаты. Но в данном случае представление Совета ФПА РФ об устранении нарушений не было исполнено, а потому Совет ФПА назначил временно исполняющего обязанности президента. В итоге в палате был избран новый президент – Михаил Каплин.
Также Совет ФПА РФ внес предписания в АП Республики Северная Осетия–Алания в связи с нарушением по делу о приобретении статуса адвоката Эльманом Пашаевым, указав на необходимость прекращения статуса адвоката Эльмана Пашаева и председателя квалификационной комиссии. Также была создана рабочая группа, в которую вошли первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев, президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов, президент АП Республики Ингушетия Зарета Хаутиева и президент АП Карачаево-Черкесской Республики Руслан Курбанов. Михаил Толчеев пояснил, что председателю квалификационной комиссии был прекращен статус адвоката, поскольку он приобрел его за несколько месяцев до вступления в силу Закона об адвокатуре и получил диплом после получения удостоверения адвоката.
Рассказал Михаил Толчеев и о так называемом экзаменационном туризме. Так, адвокаты, которые всю жизнь проживали в Крыму, получили статус адвоката в АП Чеченской Республики, а потом подали документы о переходе в АП Республики Крым. Так как палата им отказала, адвокаты обратились в суд, который удовлетворил встречный иск палаты о признании незаконным приобретение статуса адвоката.
Деятельность по защите прав адвокатов
Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник отметил, что период, прошедший со времени предыдущего Всероссийского съезда адвокатов, ознаменовался большим количеством модельных прецедентных дел. Эти дела имеют значение для правоприменения и для адвокатского сообщества в целом. По словам Генри Резника, если за предыдущие 18 лет таких дело было 6, то всего за два прошедших года их 7.
Генри Резник рассказал о делах, по которым уже достигнуты результаты. Первое дело, о котором он рассказал, – дело адвоката Александра Лебедева. В нем обвинение предприняло попытку применения ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования) к деятельности адвокатов в ходе осуществления ими защиты по делу. Благодаря усилиям Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов итогом рассмотрения данного дела стала высказанная судом правовая позиция, согласно которой никакие процессуальные действия участников уголовного судопроизводства не способны создать состав преступления, предусмотренный ст. 294 УК РФ.
Следующее дело, о котором рассказал Генри Резник, – дело адвоката Сергея Юрьева. Возбуждение данного дела стало, по словам спикера, попыткой создать прецедент криминализации размера адвокатского гонорара. Адвокатская палата г. Москвы и Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов подготовили правовое заключение с позицией, которую в итоге поддержал суд. В данном правовом заключении отмечалось, что согласно позиции Министерства юстиции РФ юридическая помощь шире, чем правовая услуга, и ее размер не регулируется законом. Генри Резник также подчеркнул, что соглашение адвоката и его доверителя выражает их свободную волю и вмешательство в него недопустимо. Кроме того, невозможно по виду оказания помощи определить стоимость и значение помощи, которая оказана.
Следующий случай, о котором рассказал Генри Резник, – дело Сергея Волженкина и других адвокатов. Им вменялось заключение соглашения с организацией, находившейся в предбанкротном состоянии, у которой были неисполненные обязательства. По мнению обвинения, адвокаты должны были оценить финансовое положение доверителя и не заключать соглашения, поскольку это могло повлиять на интересы кредиторов. Правовое заключение Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов определило окончательное решение Верховного Суда РФ, который отменил все предыдущие судебные акты по делу и прекратил производство по делу. При этом Верховный Суд РФ указал, что возлагать на адвокатов обязанность исследовать финансовое положение клиента недопустимо.
При попытке уголовного преследования адвоката Ирины Савельевой ей вменялось разглашение сведений по делу, несмотря на созданный ранее прецедент по делу другого адвоката, в котором была сформулирована правовая позиция суда: если материалы дела рассматривались в открытом судебном заседании, то разглашения быть не может. Однако обвинение основывалось на неопределенности формулировки данной статьи. В результате, как сообщил Генри Резник, удалось добиться прекращения производства по делу в связи с истечением сроков давности, однако суды не пересмотрели правовую оценку данного обвинения.
В следующем примере спикер рассказал о попытке криминализации переговоров адвокатов по групповому делу. Предложение адвоката другому адвокату, чтобы его подзащитный поменял показания, было квалифицировано как фальсификация доказательств. Только в кассационной инстанции суд разделил позицию защиты и отменил вынесенные нижестоящими судами обвинительные приговоры.
В деле Дианы Ципиновой, о котором также рассказал Генри Резник, было допущено одно из грубейших нарушений – недопуск адвокатов к подзащитному, однако в дальнейшем адвоката обвинили в неподчинении законным требованиям сотрудников полиции (хотя это требование было незаконным) и привлекли к административной ответственности. Данное обвинение было снято, но затем адвоката обвинили в нанесении побоев сотрудникам полиции. Как отметил Генри Резник, хотя данное дело продолжается, промежуточная цель – защита корпоративных интересов уже достигнута. Он высоко оценил работу коллег по данному делу.
Генри Резник также сообщил, что на следующем заседании Совета ФПА РФ будет утвержден новый состав Комиссии по защите прав адвокатов. Он напомнил о главном принципе работы Комиссии – содействие адвокату оказывается только в случае его непосредственного обращения в свою региональную адвокатскую палату.
Корпоративное строительство и профессиональная этика
Вице-президент ФПА РФ Юрий Пилипенко посвятил свое выступление корпоративному строительству. Он напомнил о том, что в истекшие два года были отмечены две замечательные даты – юбилеи Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) и Первого Всероссийского съезда адвокатов. На основе Закона об адвокатуре впервые в нашей стране была создана единая адвокатская корпорация.
Говоря о практике применения сравнительно новых положений профильного закона, Юрий Пилипенко упомянул о том, что в ряде адвокатских палат президенты были избраны на конференциях (собраниях) адвокатов. «Многие относились к этому с опаской. Но уже многие прошли через эту процедуру и могут совершенно спокойно смотреть вперед», – сказал он.
Второй пример – новая компетенция Федеральной палаты адвокатов РФ, которая, по мнению докладчика, оказалась очень полезна и востребована. И если бы этой компетенции Федеральной палаты адвокатов не было бы, то государству пришлось бы вмешаться и тогда о самоуправлении не пришлось бы говорить.
* * *
Затем Юрий Пилипенко представил отчет Комиссии по этике и стандартам ФПА РФ (КЭС). Он доложил, что в истекшие два года КЭС впервые выполняла функции первой инстанции (по пяти делам). Кроме того, в КЭС поступило 65 жалоб (50 жалоб адвокатов, чей статус был прекращен, рассмотрено в 2022 г. и уже 15 – в 2023). Более 30 процентов жалоб не остались без изменений со стороны КЭС и Совета ФПА РФ, утвердившего соответствующие заключения КЭС. «Я к этому отношусь с острожным оптимизмом. И считаю, что эти 30%, плюс-минус, очень хороший, заслуживающий уважения результат работы Комиссии», – заключил вице-президент ФПА РФ.
Также с апреля 2021 г. по апрель 2023 г. было дано 13 разъяснений КЭС и выработаны Рекомендации по ведению дисциплинарных дел, утвержденные Советом ФПА РФ. Необходимость принятия таких рекомендаций обусловлена тем, что, как показала работа КЭС, культура ведения дисциплинарных дел существенно различается в разных палатах.
Съезд утвердил отчет о работе КЭС.